Осваивать правила дорожного движения лучше как можно раньше. Начиная с дошкольного возраста детям стоит прививать полезные навыки и привычки, которые в будущем уберегут их от опасности на улице. О том, какие упражнения и игры подойдут для детей младше 7 лет, можно прочитать по ссылке.
В этой статье специалисты Центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Института воспитания подготовили памятку для родителей учеников начальных классов.
Что важно учитывать?
У детей от 6 до 10 лет:
- внимание остаётся неустойчивым, поэтому они легко отвлекаются на всё интересное и необычное;
- познание окружающего мира связано с речью, они знают только то, что могут объяснить своими словами;
- повышенный фон эмоционального восприятия к дорожным знакам, плакатам, играм, поэтому можно привлечь внимание, сделав правила и схемы яркими;
- медленная реакция на звуковые и световые сигналы, так как процесс переработки информации в центральной нервной системе происходит более длительно;
- легко теряется самоконтроль, движения ребёнка могут казаться импульсивными.
Чему учить и какие навыки развивать?
- самостоятельно строить и перестраивать предметы (повторять значения «близко – далеко», «ближе – дальше», «рядом», «около»);
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, отвечать на вопрос: «Что обозначает этот знак?»;
- различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
- находить места переходов по дорожным знакам (подземные и наземные переходы);
- различать, сравнивать и группировать транспортные средства по видам (наземный, подземный, водный, воздушный) и принадлежности («общественный» и «личный»);
- характеризовать и объяснять значения слов «опасность», «опасный», «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»;
- самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения (от дома до школы, библиотеки, кинотеатра, магазина) по рисункам и личным наблюдениям;
- развивать скорость реакции (через подвижные игры, используя тематику ПДД);
- уметь моделировать пути безопасного поведения (соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором он находится, сразу предугадывать все возможные варианты поведения водителя);
- вырабатывать навыки контроля и поведения в дорожно-транспортных ситуациях;
- в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, определять причину её возникновения;
- приобретать навыки и положительные привычки безопасного поведения на дорогах, например, привычку начинать движение, оглядевшись;
- поворачивать голову для наблюдения, переходя дорогу или двигаясь к автобусу;
- пристёгивать ремень безопасности в двигающемся автомобиле;
- передвигаться по тротуару;
- переходить проезжую часть дороги под прямым углом (не по диагонали);
- играть только в отведённых для этого местах, убедившись в безопасности;
- не спешить на маршрутный транспорт, даже если опаздываешь;
- ездить на велосипеде в шлеме и только по безопасному маршруту.
Лучше всего для закрепления правил подойдут «социально-психологические тренинги», творческие игры, сочинения сказок, составление полезных советов, шпаргалок, алгоритмов действий, рисования карикатур про ситуацию на дороге.
Методы обучения:
- анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, задач;
- создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
- наблюдение, самонаблюдение;
- упражнения на специальных тренажёрах;
- тестирование и другие диагностические процедуры для контроля знаний;
- конкурсы (кроссвордов, сказок, пословиц, рассказов, сочинений);
- игры: дидактические, игры-путешествия, ролевые, интеллектуальные, настольные, компьютерные;
- беседы, с использованием стихов, фрагментов рассказов, сказок, басен как иллюстраций анализа жизненных ситуаций на дорогах и улицах;
- интерактивный опрос;
- блиц-опрос;
- моделирование типовых вариантов дорожных ситуаций, например с помощью экскурсий.
Родителям важно помнить, что необходим личный пример взрослых. С самого раннего возраста дети лучше запоминают именно поведение мам и пап, а не их слова, поэтому важно не только объяснять, но и самим соблюдать правила, которым учат малышей.
Фото, участвующее в оформлении статьи, взято из открытых источников интернета по свободной лицензии freepik.com.